Страницы истории



Герб Аткарска
Герб Аткарска
Паровоз-памятник Эу-686-31
Паровоз-памятник Эу-686-31.Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2000 года
Станция Аткарск расположена на 711 версте от Москвы. Станция является узловой и от нее отходят железнодорожные линии по четырем направлениям: на Ртищево, на Саратов, на Вольск и на Баланду (Калининск).
"До постройки в 1872 году Тамбово-Саратовской железной дороги Аткарск не имел ни торгового, ни промышленного значения; эти последние сосредотачивались в двух больших торговых селах-слободах уезда: Баландинском городке и слободе Елани. Со времени открытия движения по Тамбово-Саратовской железной дороге рост города постепенно увеличивается".
Эта характеристика влияния железной дороги принадлежит местному исследователю А.Н. Минх, посвятившему городу особую книгу, под заглавием: «Город Аткарск, материалы для историко-географического описания Саратовской губернии» (Аткарск 1908 г.). Статистические данные вполне эту характеристику подтверждают. В 1860-х годах в Аткарске было немногим более 6 тысяч жителей; по переписи 1897 года в нем оказалось 9750 человек, на 1 января 1910 года считалось 13600 душ, а на 1992 год – 28800 человек. В последние годы в Аткарске возникли крупные промышленные предприятия: три паровые мельницы. Одна из них, производительностью до 1 миллиона пудов в год, принадлежит В.А. Красулину, вторая, производительностью в 500 тысяч пудов в год, принадлежит Т.Л. Божедомову и третья поменьше И.Д. Шанину. Открыто отделение русского торгово-промышленного банка, устроено несколько хороших зданий: городская дума реальное училище, женская гимназия, четыре начальных училища и хороший общественный сад.
Мост через р.Медведицу близ г.Аткарска
Мост через р.Медведицу близ г.Аткарска
Аткарск. Петровская улица
Аткарск. Петровская улица
Из книги «Русский город на почтовой открытке конца XIX – начала XX века»
В Аткарске бывали две ярмарки в году: 25 мая и 29 августа, продолжавшиеся по 3 дня. Главным предметом торговли города служит хлеб, которого отправляется отсюда по железной дороге около 2,5 миллионов пудов (40951 тонна) в год. Подвозится хлеб на городские базары из сёл и отчасти из экономий, лежащих в расстоянии до 15 верст. В прежнее время район подвоза был более обширным; сократился он после открытия Аткарско-Вольской и Баландинской линий, станции которых отвлекли часть грузов. На размеры подвоза влияет также то, что селения восточных волостей Аткарского уезда значительную часть хлеба отвозят в Саратов; селения же и имения западных волостей на станцию Лопуховку.
На станции Аткарск двухклассное смешанное железнодорожное училище на 235 человек, коренное депо, с двумя паровозными зданиями на 24 стойла и мастерскими для малого ремонта паровозов; здесь же завозный хлебный склад, три частных хлебных склада, общею ёмкостью на 500 вагонов, и семь лесных складов на 400 вагонов. В 1911 году отправлено со станции Аткарск свыше 130 тыс. пассажиров и 1746 тысяч пудов (28600 тонн) грузов. Прибыло грузов – 1028 тысяч пудов (16839 тонн). Преобладали в отправлении хлеб в зерне, мука и скот, в прибытии лес, каменный уголь, нефть, соль, сахар, мануфактура.
Панорама станции Аткарск
Панорама станции Аткарск.
Фото Александра Земскова ©
Весна 1998 года
Электровоз ВЛ80С-2002 в депо Аткарск
Электровоз ВЛ80С-2002 в депо Аткарск.
Фото Александра Земскова ©
Весна 1998 года
Историк Саратовского края А. Леопольдов в своем «Статистическом описании Саратовской губернии», высказывает предположение, что Аткарск или правильнее Иткарск, получил свое название от имени вельможи Хана Золотой Орды Иткара, упоминаемого историей в 1358 году. Этот вельможа, вероятно, был здесь начальником татарского улуса. Курганы и татарские вещи, находимые в этих местах, подтверждают пребывание здесь татар. В другом своем труде «Исторический очерк Саратовскаго края»господин Леопольдов пишет, что Аткарск переименован в город из дворцового села Аткары. В 1798 году он был упразднен, а в 1804 году опять сделан городом.
Н.Ф. Хованский в книге «Помещики и крестьяне Саратовской губернии», сообщает об Аткарске следующие сведения:
«Еткарская слобода, превратившаяся в 1780 году в город Аткарск, основана была по правительственному почину в 1699 году; в ней в 1725 году 190 душ мужского пола, в 1745 году - 389 душ, а по 3-й ревизии 659 душ. Сюда скрывались люди от солдатчины, от бояр и находили убежище разные преступники из мест заключения. Местность была лесистая и в ней имелись укромные приюты от набегов татар, киргиз и других кочевников. Некий Садовников; в свое время захваченный из Саранска Пугачевым в певчие, бежал от него и скрылся в Еткарской слободе; по его словам, около неё в его время была устроена на вершине высокого дуба кровать (помост) на которой помещался караул, предупреждавший о появлении вблизи кочевников».

Вокзал ст.Аткарск
Вокзал ст.Аткарск
Фото Василия Зимина © 2002 год
Герб Аткарска на значке
Герб Аткарска на значке
Поскольку участок Саратов - Ртищево был наиболее трудным на всей линии Саратов – Москва, то для вождения грузовых поездов здесь в первую очередь начинали примять новые виды тяги, сначала тепловозную, а затем и электровозную.
Аткарское локомотивное депо с развитием тепловозной тяги получило значительное развитие, превратившись в крупную базу для подъемочного ремонта (ТР-3) тепловозов серий ТЭ3, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У. Ввиду того, что мощности производственных цехов депо позволяли делать ремонт большому количеству тепловозов, в ремонт поступали тепловозы и с других дорог, прежде всего, с железных дорог Казахстана. В 1986-88 году была проведена электрификация участка Саратов - Ртищево и в депо Аткарск в 87-92 году поступили 76 электровозов ВЛ80С.
Однако с распадом союза ССР и началом деструктивных процессов в экономике и на транспорте резко снизились грузовые перевозки на этом направлении и депо Аткарск пришло в упадок, сократился и ремонт тепловозов.
Б.Ф. Андреев.
Фото с сайта ozon.ru
Б.Ф. Андреев
В депо Аткарск установлен паровоз-памятник Эу-686-31. При депо имеется музей трудовой и боевой славы.
В Аткарске родились и провели детство и юность поэт П.В. Орешин, патологоанатом и инфекционист Г.Н. Минх, художник А.П. Бубнов,артисты Б.Ф. Андреев, О.В. Ковалева и другие.
В современном Аткарске расположены: машиностроительный завод Ударник, изготовляющий главным образом оборудование для горнодобывающей и торфяной промышленности, маслоэстракционный завод, трикотажная фабрика, хлебокомбинат. В Аткарске расположен филиал Саратовского краеведческого музея.

Источник http://ruzgd.ru/atkarsk.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий